Общество Филателистов «Марки Петербурга»
Санкт-Петербург, наб. Мойки, 6 • тел. (812) 571-45-10 • e-mail: info@stspb.ru
Марки Петербурга
forstamps.ru
forstamps.ru
forstamps.ru

Терминология

Несколько слов о филателистической терминологии, применяемой фирмой "Марки Петербурга"

Ещё 15-20 лет назад среди филателистов практически не было дискуссий о простой филателистической терминологии, применяемой по отношению к формам выхода в обращение почтовых марок. Это объясняется тем, что коллекционеры в советские времена были во многом ограничены от общения с коллегами из других стран, а между тем обычную терминологию, к примеру английских или немецких филателистов, стоит принимать во внимание по причине её логичности и простоты. Мы решили привести в порядок новую филателистическую терминологию, появившуюся в последние годы. Новые термины фирмой "Марки Петербурга" введены в 1996 году. Мы рады, что со стороны российских филателистов почти не возникло вопросов и сомнений, скорее наоборот, - читая Ваши письма, мы убедились в правильности избранного пути. Не смотря на новизну и "некоторую революционность" нововведений, многие из Вас поняли и приняли смысл изменений.

За основу нашей терминологии мы берём понятие о почтовой марке, как фундаментальной единице всей филателии.

  • лист (печатный лист) - любой лист основного выпуска марки вне зависимости от его размеров, оформления полей, наличия купонов и т.д. ( в нашей филателии многими принято называть листы малого формата малыми листами, согласно нашей терминологии в таком случае мы имеем дело с обычным листом )  
  • малый лист - второстепенный печатный лист марки, имеет место только в случае наличия большого листа (например : существуют два листа одной и той же марки, состоящие из 36 и 8 марок соответственно, малым листом будет тот, в котором 8 марок, а в случае отсутствия листа из 36 марок лист из 8 марок не будет являться малым ) и обязательно состоит из нескольких марок только одного основного каталожного номера, помимо марки может включать в себя купоны и дополнительное оформление, размер и формат не являются определяющими признаками малого листа!
  • сцепка - один из вариантов выпуска марок, предусматривающий в основе своей соединение двух и более разных марок ( купонов ) в любой из возможных плоскостных геометрических последовательностей, обязательным условием существования сцепки является наличие двух и более одинаковых сцепок в одном печатном листе (особое внимание стоит обратить на тот факт, что многие коллекционеры называют сцепку из 4-х марок "в виде квартблока" собственно квартблоком, такие сцепки не являются квартблоками, квартблок - это соединение четырёх одинаковых ( ! ) марок, образующих одновременно две вертикальные и горизонтальные пары ), одна марка с одним или несколькими купонами сцепкой не является
  • блок - один из вариантов выпуска марок, подразумевающий соединение одной марки с сувенирным полем, как правило несущим дополнительную информацию или продолжающим рисунок марки, или соединение двух или более разных марок между собой, а также ( иногда ) с сувенирным полем. Введение нами не совсем обычного для российской филателии определения блока обусловлено двумя причинами : во-первых из-за несоответствия общечеловеческого определения блока с устаревшим филателистическим ( всё-таки блок - это прежде всего соединение различных предметов в единую конструкцию ), во-вторых это определение один раз и навсегда позволяет поставить точку в бесконечном споре о том, что мы имеем в виду - "блоковидный малый лист" или "малолистовидный блок". В случае, когда марки выпущены в сцепках с различным расположением марок в оных, печатный лист сцепок также называется блоком, так как все сцепки в нём различны не смотря на то, что они состоят из одинаковых марок
  • буклет (марочная тетрадка) - один из вариантов выпуска знаков почтовой оплаты, при котором одна или несколько марок в виде части печатного листа или сцепки помещены в бумажную ( пластиковую ) обложку, как правило несущую дополнительную информацию об этом выпуске. В ряде случаев марки выпускаются только в буклетах, тогда основа такого буклета ( его марки ) являются либо блоком, либо сцепкой, либо обычным печатным листом ( в наших изданиях мы рассматриваем только официальные буклеты, так как существует множество "частных" фантастических марочных тетрадок )
  • сувенирный буклет (сувенирная марочная тетрадка) - один из вариантов выпуска знаков почтовой оплаты по аналогии с обычным буклетом, принципиальная разница от которого заключается в том, что в данном случае отделение одной или нескольких марок от такого буклета для франкировки корреспонденции не возможна. Является почтовым филателистическим сувениром
  • автомарка (марка почтового автомата) - знак почтовой оплаты, производимый соответствующей франкировальной машиной по просьбе клиента с указанием нужного ему предварительно оплаченного номинала. Обязательным условием по правилам ВПС в данном случае является наличие у почтового автомата защищённого счётчика полной отчётности ( на подобии таких, которые используются в современных контрольно-кассовых аппаратах ). Исходя из этого положения выпуск, например, общеизвестных автомарок Пскова 1992-93 г.г. является незаконным. Но всё же подобные знаки почтовой оплаты имели безусловное почтовое обращение, и их нельзя не принимать во внимание, поэтому, мы будем называть такие выпуски неподконтрольными автомарками
  • виньетка (сувенирная марка) - любая официальная не почтовая марка ( 2 наиболее типичных случая использования: для дополнительного оформления лицевой стороны отправления и для заклейки клапана конверта).
  • собственная марка - государственный знак почтовой оплаты, изданный для того, чтобы клиент почты (организация или частное лицо) мог заказать на нём изображение по своему усмотрению. Для собственной марки предусмотрен определённый шаблон, который является основной маркой с присвоенным ей каталожным номером. Этот шаблон (как правило с типовым рисунком) распространяется почтой также, как и все остальные марки. В ряде случаев выпуск собственной марки оформляется в виде марки с купоном, на котором предусмотрена возможность размещения изображения, предоставленного клиентом почты

Конечно же, этим коротким списком не ограничивается терминология филателии. На нашем сайте мы представили Вашему вниманию только те определения, принципиальные изменения в которые мы внесли. Работники фирмы "Марки Петербурга" с удовольствием ответят на Ваши возможные вопросы по поводу применения нами новой трактовки старых понятий. Мы надеемся на понимание Вами смысла и сути нововведений, которые, по нашему мнению, позволяют полностью разрешить многие спорные вопросы современной филателистической терминологии, ибо одними из столпов коллекционирования всегда являлись чёткая систематика и порядок.

Мы будем рады ответить на Ваши вопросы и дать дополнительные пояснения: info@stspb.ru

Наиболее полная расшифровка филателистической терминологии приведена в Большом Филателистическом Словаре


Наша страница Вконтакте

© Общество Филателистов «Марки Петербурга», 2002-2024